Новости

Велосипеды и самокаты: решение проблемы с новыми участниками дорожного движения

18.10.2021
Велосипеды и самокаты: решение проблемы с новыми участниками дорожного движения
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Использование велосипедов и самокатов как альтернативного городского транспорта уже стало для Москвы нормой. Но внезапно выяснилось,  что городская инфраструктура такому наплыву новых участников движения совершенно не готова.

В последние несколько месяцев активно поднимается вопрос о создании инфраструктуры для велосипедистов.

Проблема оказалась очень болезненной и неожиданной. Только все привыкли к велосипедистам, как появилась новая «беда» - самокатчики.

Более того, даже к велосипедистам привыкли далеко не все, и город не вполне готов для того, чтобы люди могли свободно перемещаться по нему на велосипедах. Но эта проблема хотя бы уже осознана, и в направлении ее решения предпринимаются некоторые действия – создаются велодорожки, велопарковки.

Сейчас уже никто не спорит с тем что, велодорожки должны становиться базовой неотъемлемой частью столичной дорожной инфраструктуры. С точки зрения законодательного регулирования здесь остаются сложности и пробелы, но они тоже скоро будут устранены.

Но с самокатами все намного сложнее – они стали популярными и массовыми очень быстро, и городская инфраструктура была к этому совершенно не готова.

Наглядным доказательством опасности сложившейся ситуации стал серьезный рост ДТП с участием велосипедистов и самокатчиков.

Для урегулирования этого момента в столице был принят ряд ограничений для велосипедов и самокатов, а также была развернута масштабная работа по созданию всей требуемой инфраструктуры.

Москва поставила рекорд по количеству поездок на прокатных электросамокатах: с начала 2021 года их было более 2,5 млн. Для сравнения: за весь прошлый сезон таких поездок было не более двух миллионов.

Сейчас в системах проката электросамокатов уже больше 600 тыс. пользователей, и эта цифра постоянно растёт. На сегодняшний день прокат электросамокатов составляет уже почти 700000 пользователей, и этот показатель будет постоянно расти - поэтому очевидно, что игнорировать самокатчиков велосипедистов становится невозможно.

Сейчас даже появился специальный термин для электросамокатов и велосипедов  - они называются средства индивидуальной мобильности, сокращённо - СИМ.

Стоит отметить, что популярность электросамокатов была отмечена не только в России, а по всему миру. Интересно, что особый всплеск пришелся на первые месяцы пандемии -  за это время популярность СИМ выросла  с  11 до почти 50%. В Москве волна популярности электросамокатов тоже пришлась на начало пандемии коронавируса. Можно даже выявить конкретный отрезок  - это была весна 2020 года.

Как только был объявлен режим самоизоляции, в городе появилось множество курьеров на велосипедах электросамокатах. По сравнению с «доковидными»  временами их количество выросло примерно в 5 раз.

И даже сейчас, когда многие ограничения сняты, популярность услуг, предоставляемых курьерами, всё ещё не снижается. Это связано с тем, что многие люди предпочли полностью отказаться от общественного транспорта из соображений безопасности - в результате средства индивидуальной мобильности стали непросто атрибутом для веселого времяпрепровождения, а самым настоящим средством передвижения.

Причём по многим параметрам именно этот транспорт стал оптимальным, так как он относительно безопасен (с точки зрения соблюдения дистанции), мобилен и доступен.  На самокате можно объехать любую пробку – то есть с точки зрения скорости в городе самокат легко обгоняет даже автомобили по средним показателям.

Гонщики на самокатах

Основной проблемой с самокатами стала их скорость. Люди, которые ими пользуются, часто передвигаются по улицам очень быстро  - иногда эта скорость сопоставима с машиной, при этом движение ведётся в плотном трафике среди пешеходов, что неизбежно приводит к  авариям разного масштаба; увы, часто это заканчивается серьезными травмами или даже летальным исходам.

Самокатчиков нельзя приравнивать к велосипедистам, но, даже если попытаться это сделать – результата не будет. Почти 90% велодорожек в столице находится за пределами улиц, по которым удобно прокладывать маршруты. То есть даже велосипедистам ездить по Москве неудобно – и это при том, что они признаны участниками дорожного движения.

Самокатчикам в этом плане еще труднее – для них нет вообще никакой инфраструктуры, и они получают тонны негатива со всех сторон. Эти ребята сами не знают, что им можно, а что – нельзя, потому что законодательного регулирования пока не существует.

Некоторые из них пытаются пользоваться велодорожками, другие – пытаются ездить по автомобильным дорогам, и все эти инициативы всегда встречают сопротивление.

Это неизбежно приводит к тому что все участники движения оказываются в опасности

Строительство велодорожек

Для решения этой проблемы в столице появится почти 90 км временных велосипедных полос, и это будет сделано до конца 21 года.

Эти временные полосы будут отмечены разметкой оранжевого или желтого цвета, которая наносится всего на один сезон. И в течение этого тестового сезона специалисты будут вести наблюдение  - насколько данные полосы популярны.

В течение года эксплуатация временных дорожек будет отслеживаться – и если у велосипедистов этот маршрут действительно популярен, дорожка станет постоянной.

Такой подход поможет выявить настоящие актуальные маршруты. Для сравнения: раньше такие велополосы организовывались  по остаточному принципу, и почти всегда они оказывались невостребованными. К счастью, власти вовремя проанализировали обстановку и пришли к выводу, что для начала следует изучить запросы самих велосипедистов – и уже потом создавать дорожки. Так что можно считать практику временных велодорожек настоящим прорывом, который демонстрирует понимание запросов жителей города (в частности  - велосипедистов).

При устройстве велодорожек важен не только сам факт их наличия, но и достаточное количество. То есть не должно быть таких ситуаций, что велодорожка является единственной на весь район.

Для того, чтобы эти элементы дорожной инфраструктуры стали полноценными и реально используемыми, требуется подходить к их созданию системно. То есть нужно  обеспечить их надлежащее качество количество, а также интегрировать новые транспортные сети в общую инфраструктуру.

Сейчас уже все понимают, что это не прихоть и не экзотика, а прямая необходимость.

Рост аварийности

Рост востребованности электросамокатов привёл к тому, что аварий на дорогах стало намного больше.

В частности, только за первое полугодие 2021 года количество ДТП с самокатами и велосипедами выросла практически втрое, и это огромный показатель.

С этой точки зрения сильнее всего обстановка накалилась в Москве и Питере, что вполне закономерно, так как в мегаполисах электросамокатов больше, чем в небольших городах.

И, что самое неприятное  - примерно в половине авариях с участием самокатов среди пострадавших были дети, что просто недопустимо.

Для контроля ситуации в некоторых городах, в том числе - в Москве, были введены ограничения для аренды электросамокатов.

В середине лета этого года для столичных прокатных самокатов поставили ограничение по скорости 25 км/ч.

А в городских парках, на прилегающей к ним территории и проблемных участках дорог нельзя разгоняться быстрее 15 км/ч.

Ограничение коснулось и количества средств в прокатных парках   - теперь крупные операторы проката не могут иметь парк более 10 тыс. транспортных средств.

Причём не более трети может использоваться внутри Садового кольца, ещё 30% самокатов разрешено арендовать между Садовым кольцом и ТТК, а все остальные можно брать напрокат за пределами ТТК.

Разумеется, очень хорошо, что деятельность прокатных компаний стала контролироваться и регулироваться  - но эти меры нельзя назвать полноценным решением проблемы.

Многие передвигаются по городу на собственных самокатах  - и эти люди тоже рискуют попасть в аварию, поэтому проблема требует более системного и комплексного решения.

Сложности с законодательством

Самокаты стали популярными так быстро, что у властей просто не было времени и возможности разработать законодательную базу для этого вида транспорта.

В данный момент активно ведется работа по формированию мер, которые направлены на регламентацию использования средств индивидуальной мобильности.

В частности, Минтранс работает над созданием проекта постановления, которое среди прочего будет определять статус СИМ  среди других участников дорожного движения.

Сейчас все пришли к выводу, что самокаты необходимо ввести в правовое поле.Пока самокатчики приравненных пешеходам  - разумеется, это совершенно некорректно.

И здесь возникает противоречие: с одной стороны  - самокаты точно нельзя выводить на проезжую часть, и при этом движение на подобных скоростях крайне опасно в потоке пешеходов.

Для устранения этого противоречия требуются серьезные меры - в том числе, принимаемые на законодательном уровне.

Такое всестороннее регулирование позволит соблюсти интересы всех участников движения и сделать взаимодействие на дороге безопасным.

Права управления самокатом будут только у людей старше 7 лет, причём перемещаться на этих транспортных средствах можно будет только в средства защиты. Эти требования логичны и рациональны.

Вполне вероятно, что людей, работающих курьерами на велосипедах и самокатах, обяжут сдавать экзамен на знание правил дорожного движения.

 И это требование тоже вполне целесообразно -  люди, которые двигаются с такими скоростями, представляют серьезную опасность, и они должны нести за это ответственность.

Технологии развиваются быстрее, чем получается их регулировать

Планируется, что законопроект о средствах индивидуальной мобильности будет разработан уже до конца этого года. Данный документ впоследствии станет часью новой версии правил дорожного движения.

Часто звучат предложения разрешить передвигаться на самокатах по дорожкам для велосипедов, а также по велопешеходным дорожкам. И если в парке таких дорожек нет, то предполагается, что использования самокатов там будет запрещено.

Скоростные режимы для самокатов

  • до 15 км/ч в парках и других общественных зонах

  • 25 км/ч вне их территории

  • 7 км/ч — в пешеходных зонах

Пешеходы при этом должны быть в безусловном приоритете, а если возникает опасность или помеха для их движения, то самокатчик должен спешиться.

Для того, чтобы все участники дорожного движения видели самокатчиков даже в темноте, предполагается обязать их использовать габаритные огни и звуковой сигнал. И это тоже правильные требования, которые помогут повысить безопасность на дорогах.

Если же на объекте нет специальной инфраструктуры для велосипедов и самокатов, чтобы двигаться по тротуару, движение нужно будет осуществлять по правому краю проезжей части.

Также для самокатов будут действовать основные правила:

  • На самокатах запрещено перевозить пассажиров

  • С самокатами нельзя управлять в состоянии опьянения

Кроме того, для них появятся собственное обозначения и таблички - то есть это будут почти полноценные дорожные знаки.

Вверх