Новости

Развитие и реконструкция промзон: программа «Индустриальные кварталы»

15.11.2021
Развитие и реконструкция промзон: программа «Индустриальные кварталы»
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

В данный момент в промзоны представляет собой территории с огромным потенциалом. Их реконструкция требует больших вложений, но на сегодняшний день для многих инвесторов это является лучшим вариантом, так как большинство привлекательных территорий в городе давно распределено.

А в промзонах есть перспективные площадки, которые могут принести не только выгоду, но и пользу для города. И власти целенаправленно поддерживают это направление, чтобы инвесторы охотнее принимали участие в развитии промышленных зон.

Специально для этого была разработана программа «Индустриальная кварталы» - в её рамках власти Москвы обещают обеспечить комплексную застройку промзон на 2000 гектаров. Планируется, что эта программа будет реализована в ближайшие 10-15 лет.

В основном, программа касается территории внутри МКАД, которые ещё не освоены - их не так много, но потенциал здесь отличный.

Программа «Индустриальные кварталы»

Суть программы заключается в реорганизации территорий, которые называются депрессивными – то есть это промзоны, которые, фактически, в данный момент не функционируют. .

Здесь нет никаких производственных предприятий, и эти объекты не приносят пользы ни городу, ни владельцам. И это тоже очень интересный момент – территории находятся в собственности у организаций, а иногда и частных лиц. При этом обязать владельцев делать что-то на этих проблемных территориях – задача почти невозможная. И программа «Индустриальные кварталы» станет толчком для того, чтобы эти огромные площади начали приводиться в порядок.

Многие из них используются под склады или стоянки – разумеется, это не те варианты использования, которые можно назвать эффективными и продуктивными.

Если речь идёт о действующих производствах, то такие промзоны не рассматриваются с точки зрения реконструкции. Когда производственная компания уже есть, она функционирует, приносит доход и пользу - её нужно поддерживать, а не перепрофилировать на другую деятельность.

В этом вопросе власти Москвы единодушны - промышленность и производство всегда получают всестороннюю поддержку, потому что это здоровая часть экономики, обеспечивающая рабочие места.

Другое дело, если эти функционирующие промышленные объекты нуждаются в модернизации и иной помощи. В таких случаях градостроители тоже всегда идут навстречу и предлагают помощь, которая может заключаться в предоставлении целого спектра возможностей  - от благоустройства территорий до масштабной модернизации. Для этого существует целый набор инструментов поддержки производственных компаний.

Сколько промзон в Москве пойдет под редевелопмент?

За последние четыре года власти столицы провели большую работу по обследованию территорий столичных промзон.

Всего было изучено порядка 15000 гектаров площадей, которые можно на перспективе реконструировать.

По результатам обследования обнаружилось, что около 8000 гектаров в данный момент занято - на них построены жилые и коммерческие объекты, которые никак не относится к производствам и промышленности. Еще примерно 5000 гектаров занимают действующие заводы.

Итого из всех обследуемых территорий осталось 2000 гектаров с очевидным потенциалом. Это значит, что в данный момент здесь нет жилья, производств, социальных объектов и иной инфраструктуры.

Это те самые промзоны, которые можно назвать депрессивными. Они полностью выпали из жизни мегаполиса, и на них нет практически ничего  - ни рабочих мест, ни благоустройства.

И как раз целью включения этих территорий в экономический оборот Москвы градостроителями было создано 130 проектов комплексного развития территорий  - они будут застраиваться в рамках программы «Индустриальные кварталы».

Производственные объекты в действующих промзонах

Одной из проблем городской среды являются заводы, которые функционируют, приносят прибыль и пользу, но выглядят далеко не лучшим образом. Казалось бы, эстетика в данном случае не так уж и важна, и это не тот параметр, которому следует уделять пристальное внимание.

Тем не менее, с учётом количества и площадей промзон получается, что они составляют значительную часть городской среды. И недопустимо, чтобы это важная часть города выглядела непрезентабельно.

Что мы видим сейчас? Многие территории, даже активно и успешно эксплуатируемые, выглядят довольно устрашающе. Они обнесены бетонными заборами, зачастую даже с колючей проволокой - это не преувеличение. Разумеется, такие объекты негативно влияют на облик города, рядом с ними просто страшно находиться.

В итоге вокруг заводов которые, казалось бы, являются безусловно полезными, образуется так называемая «мёртвая зона», которая может быть весьма масштабной. Сюда почти не ходит транспорт, эти территории не облагораживают; и не идёт никакой речи о создании здесь современных центров притяжения  - парков, скверов и других объектов с элементами развлечения.

Поэтому в перспективе власти планируют активно поддерживать преображение действующих объектов в промзонах. Это касается таких аспектов, как оформление фасадов, внешний вид заборов, благоустройство территории вокруг этих объектов.

Увы, иногда избежать заборов просто нельзя по объективным причинам  - например, если объект является режимным. Но и в этом случае можно принять меры, чтобы он выглядел не так отталкивающе, как это зачастую бывает.

И власти готовы предоставлять некоторые преференции заводам, которые будут следить за тем, насколько удачно их издания вписываются в общий облик столицы. Понятно, что за свой счёт обновлять фасады и переделывать заборы готовы далеко не все; точнее, почти никто не готов.

Власти это осознают и готовы идти навстречу, предоставляя льготы и другие привлекательные условия сотрудничества предприятиям, которые заботятся о внешнем виде своих территорий. Так что можно ожидать, что уже в обозримом будущем облик действующих производственных предприятий значительно улучшится благодаря совместным усилиям собственников и градостроителей.

Кроме того, определенные обязательства на себя берет и столица в рамках программы «Мой район» - благодаря ей организован процесс приведения в порядок некоторых территорий, которые прилегают к действующим промзонам; в частности, благоустраиваются подходы к предприятиям, создаются комфортные пешеходные зоны.

Градостроительный потенциал программы «Индустриальные кварталы»

В описании проекта приводится цифра в 35 млн квадратных метров - именно это значение представлено как градостроительный потенциал программы.

Из этих 35 млн квадратов около 15 отводятся на офисные здания,  а также иную общественно-деловую застройку. Ещё 9 млн квадратов приходится на жилую застройку.

10 млн м2 площадей будет отведено непосредственно на создание новых промышленных производств - и это очень хороший показатель, который говорит о том, что в ближайшие годы промышленность в Москве будет развиваться.

Территории, которые будут отведены под комплексное развитие, сразу будут застраиваться с формированием комфортной безопасной городской средой, в которой учитываются все современные требования.

Здесь будут создаваться общественные пространства, появится озеленение,  будет выстроена вся необходимая социальная инфраструктура, а также будут будет обеспечена транспортная доступность.

Одним из важных моментов является определение потенциала конкретной территории. Ответ на этот вопрос формируется комплексно с учетом ряда факторов. В первую очередь, при развитии конкретного района или территории действия Градостроителей направлены на компенсацию дефицита, в чём бы он ни заключался. Здесь ситуация у всех обстоит по-разному  - где-то не хватает школ или детских садов, где-то мало или совсем нет мест для отдыха, спортивных объектов и пр.

На основании этих запросов, которые направляются в префектуру, формируется фронт работ. Далее Москомархитектура определяет возможную плотность, высотность застройки и ее наполнение с точки зрения функционала. В каждом проекте предусматривается создание производств – и это ключевой, принципиальный момент, так как очень важно хотя бы частично восстановить промышленное назначение этих территорий. Конечно, современная промышленность уже не требует таких огромных площадей, и технопарк нового образца может выглядеть как стильное офисное здание, а не огромная территория с множеством сооружений угрожающего вида.

Транспортная доступность промзон

 Традиционно принято считать, что промзоны в столицах расположены на таких территориях, где транспортную доступность можно охарактеризовать как очень слабую.

В этом есть доля истины, но далеко не всегда проблемы настолько глобальны, чтобы их можно было назвать нерешаемыми. Например, если речь идет о комплексном развитии территорий, расположенных в границах Старой Москвы - то здесь с транспортом всё более чем хорошо.

Яркий пример  - та же самая промзона Коровино, рядом с ней расположена кольцевая дорога, Дмитровское и Коровинское шоссе. Да, здесь нет остановок для маршрутов общественного транспорта, так как это просто не востребовано, и пока нет сформированных пассажиропотоков.

Но после того, как здесь будет проведён редевелопмент, обстановка сильно поменяется. В частности, будет изменена и схема маршрутов общественного транспорта. За этот аспект отвечает город, и транспортная инфраструктура будет развиваться исключительно за счет средств городского бюджета.

При этом дороги и проезды внутри кварталов будут создаваться за счет средств инвесторов - это одна из целей программы «Индустриальные кварталы».

То есть, когда участник заявляет своё желание принять участие в этом проекте, он берёт на себя обязательства  - в том числе и за обеспечение транспортной доступности.

В рамках проектов комплексного развития территорий в Москве прописывается, в какие сроки и что должно быть сделано со стороны города. После этого обязательства столицы закладываются в трехлетнюю Адресную инвестиционную программу – АИП. А городской транспортный комплекс учитывает планы по застройке промышленных территорий при планировании маршрутов ОТ.

В какие производства инвесторы готовы вкладываться?

Основной акцент делается на промышленные предприятия, среди которых большая доля приходится на пищевую промышленность. И это вполне объяснимо, так как столица является одним из центральных мировых рынков сбыта пищевой продукции.

По многим направлениям город полностью обеспечивает себя продукции сам, а некоторые продукты даже идут на экспорт.

Помимо пищевой промышленности в зоне интересов инвесторов находится такие сферы, как машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные производства.

Например, у многих предприятий военно-промышленного комплекса значительная часть научных центров и производств расположена как раз на территории столицы.

Вверх