Новости

Комплексное благоустройство московских набережных

25.10.2021
Комплексное благоустройство московских набережных
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Набережные Москва-реки являются очень важными точками притяжения, которые делают город комфортным и красивым, а также привлекательным для туристов, что тоже немаловажно.

В последние несколько лет на развитие набережных направляется множество усилий и средств из бюджета столицы -  работы выполняются в рамках проекта комплексного развития прибрежных территорий.

С момента старта проекта в Москве было построено и обновлено более 75 км береговой линии, и ещё около 120 км будет облагорожено и благоустроено до 2028 года.

С каждым годом и даже с каждым месяцем набережные становятся всё более интересными, доступными и востребованными точками притяжения, которые привлекают  жителей и гостей города. Они превращаются в суперсовременные многофункциональные пространства, на которых каждый найдет себе занятие по душе.

Сейчас особое внимание уделяется созданию пешеходных мостов экотроп - это маршруты, которые создаются в естественной среде с учетом всех экологических требований.  Фактически, это настоящие частички нетронутой природы, которые адаптированы к современным требованиям, и по этим маршрутам можно свободно передвигаться.

Суть проекта «Комплексное благоустройство набережных»

Ещё в 2014 году в Москве прошел международный конкурс, посвящённый градостроительному развитию территорий, прилегающих к Москва-реке.

По результатам этого конкурса были определены основные варианты развития городской инфраструктуры в прибрежных зонах. И именно это стало стартом для городской программы комплексного благоустройства набережных.

В 2015 году все эти идеи были оформлены в единую концепцию, которая описывала ближайшие перспективы развитие прибрежных территорий до 2035 года.

Почти 2 года ушло на выбор оператора, которому будет поручена реализация концепции развития набережных. Этим императором стал Институт градостроительного планирования Москвы. На нём лежат все задачи - от общей координации программы и взаимодействия со всеми муниципальными органами до реализации конкретных проектов.

Институт занимается не только стратегическим планированием прибрежных территорий, но и разработкой собственных проектов – от крупных комплексных до проектных решений локальных участков набережных.

Развитие прибрежных территорий Москвы-реки и Химкинского водохранилища – это один из тех столичных мега проектов, которые кардинально меняют облик города и создают новое качество городской среды.

Основная цель проекта - создание общего линейного центра города с равномерно высоким качеством инфраструктуры и благоустроенным и общественными пространствами на протяжении всех прибрежных зон.

Главным принципом этой многогранной работы является комплексный подход к развитию планировочной структуры, инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, сохранению экологии, подготовке архитектурно-планировочных, экономически эффективных проектных решений.

Одной из важных целей проекта является формирование непрерывных пешеходных и велосипедных маршрутов, по которым люди смогут свободно перемещаться вдоль реки.

Этот момент стал особенно актуальным буквально последние пару лет, когда неожиданно наравне с велосипедами своё место заняли и электросамокаты. На них тоже можно будет кататься по набережным - и это будет ещё безопаснее, когда использование электросамокатов урегулируется на законодательном уровне. Работа в этом направлении уже идёт полным ходом, и можно ожидать, что всего через несколько месяцев самокатчики будут намного лучше интегрированы в транспортные потоки.

Более того, сейчас территории прибрежных зон благоустраиваются специально с учётом того, чтобы на них можно было кататься и на самокатах. Ещё пару лет назад никто и представить не мог, что появится необходимость в создании таких специальных зон - но теперь они будут, и это очень хорошо; в итоге интересы пешеходов будут соблюдены, при этом все будут чувствовать себя безопасно.

Также при проектировании набережных особое внимание уделяется проницаемости территорий, чтобы их можно было пересечь из конца в конец разными способами. Создаются новые выходы к воде, повсеместно появляются удобные современные общественные пространства, которые учитывают требования всех категорий горожан.

В планах  - задействовать транспортный потенциал акватории, в частности, возродить регулярные пассажирские перевозки.

Экономическая выгода проекта

В 2017 году была создана специальная методика оценки экономической эффективности мероприятий комплексного развития прибрежных территорий. Эту методику признали даже на всероссийском уровне, и она стала частью «Стандарта комплексного развития территорий».

Благодаря этой методике Столичный стройкомплекс получил единый понятный научно обоснованный инструмент, который используется для прогнозирования точного экономического эффекта реализации Московской программы реновации жилищного фонда, а также других масштабных городских проектов.

Запланированное преображение набережных приведет к неизбежному росту деловой активности и капитализации множества объектов недвижимости на территории прибрежных пространств.

Одними из наглядных результатов является повышение стоимости жилой недвижимости в этой зоне примерно на 15%. То есть люди, приобретающие квартиры неподалеку от набережных, делают прекрасное вложение, которое всегда будет выгодным.

Помимо жилой недвижимости, повышаются цены и на аренду в общественно-деловых и торговых объектах - здесь рост цены составил примерно 10% от начальной стоимости.

При этом идёт естественный процесс экономического роста  - проходимость всех объектов повышается,  а это значит, что растёт и прибыль организаций, которые заняты на этих территориях в сфере торговли, услуг, досуга.

В совокупности это обеспечивает прирост налоговых поступлений в бюджет столицы, что в результате ведет к надежной окупаемости бюджетных инвестиций, вливаемых  в развитие прибрежных территорий.

Протяженность набережных

Главным объектом реорганизации является непосредственно береговая линия - её протяженность в границах Москвы составляет примерно 250 км.

На сегодняшний день более 30% всех территорий, на которых планировалось провести преобразования, уже благоустроены. И здесь имеется в виду не только сам берег, но и связанные с ним участки, которые в той или иной степени удалены от воды и уходят вглубь городских пространств.

И ещё порядка 120 км набережных будут реконструированы и обустроены к  2028 году.

Международный опыт

При разработке проектов был учтен опыт таких мегаполисов, как Лондон, Нью-Йорк, Бильбао, Париж и Барселона.

При выборе примеров внимание уделялось не только самим практическим примерам, но и возможности их применения в конкретных условиях Москвы, так как все мегаполисы очень разные, и далеко не все идеи можно реализовать в других городах.

Один из наиболее интересных примеров, повлиявших на преображение столичных набережных – нью-йоркский проект East River Waterfront Development по развитию прибрежной территории Ист-Ривер от Бэттери-парк до улицы Монтгомери.

В данном проекте ключевым фактором успеха в прибрежных территорий было создание и укрепление связей с прилегающими районами. Здесь задача состояла в том, чтобы создать такие связи, которые будут усилены открытыми общественными пространствами на подходах к открытой воде.

К примеру, маршруты для пешеходов от станции метрополитена до Ист-Ривер получают больше активности за счет благоустройства, интересного оформления прогулочных бульваров, создания магазинчиков, кафе и других центров услуг.

Подобный подход является гарантией того, что потенциал Набережных будет использоваться Как можно более эффективно при этом городская жизнь здесь будет очень насыщенной и интересной.

Именно этот принцип был взят градостроителями в качестве базы при разработке архитектурных концепций на участке прибрежных территорий. То есть здесь формируются и развиваются как продольные связи вдоль воды, так и поперечные, которые отвечают за организацию доступа к реке.

Набережные в промзонах

В столице есть немало набережных, которые проходят по территории бывших промзон -  и на сегодняшний день эти места всё ещё остаются недоступными для горожан и гостей города.

Для того, чтобы эти набережные не стали «мёртвым грузом» для Москвы, они тоже нуждаются в реконструкции. По отношению к этим объектам был проведён ряд исследований, в ходе которых изучались не только перспективы развития территорий, но и их исторические и культурные особенности.

В результате этих исследований были выявлены интересные характеристики, которые являются неотъемлемой частью идентичности некоторых набережных и делают их объектами культурного наследия. Для таких мест создаются специальные проекты, в рамках которых будет сохраняться природная идентичность объектов и ландшафт.

Такой деликатный подход обходится достаточно дорого, но он позволяет сохранить исторический облик города, который формировался столетиями. Да, со временем здесь появятся современные благоустроенные точки притяжения, но при этом аутентичность всё равно сохранится.

В зависимости от индивидуальных особенностей прибрежных территорий были сформулированы предложения по развитию набережных, подготовлены соответствующие архитектурно-планировочные решения.

Как определяется судьба набережной – станет она  автомобильная или пешеходной?

Здесь всё зависит от результатов градостроительного анализа, а также сложных расчетов, которые включают в себя и транспортное моделирование. При проектировании проезжей части в прибрежных зонах, в первую очередь, всегда рассматриваются интересы пешеходов.

В некоторых случаях автодороги вообще переносятся в глубину застройки, чтобы сделать маршруты максимально пешеходными.

Вверх